Главная » Новости » Вступление изменений в Закон РК «О государственных закупках»

Вступление изменений в Закон РК «О государственных закупках»

Основными изменениями Закона являются:

УПРОЩЕНИЕ ГОСЗАКУПОК
 Самым ожидаемым нововведением в способе из одного источника для
заказчиков и организаторов стало внесение изменений в подпункт 42) пункта 3 статьи 39 Закона в части увеличения пороговой суммы закупок работ и услуг со стократного размера месячного расчетного показателя до пятисоткратного размера месячного расчетного показателя. Это позволит упростить процедуры по малозначительным закупкам. В основном эта норма коснётся заказчиков с небольшими бюджетами (детские сады, школы, поликлиники, больницы, дома культуры, интернаты, дома престарелых).
Сравнительный анализ государственных закупок государств-членов Евразийского экономического союза показал, что пороговое значение по малозначительным закупкам в Республике Казахстан является самым низким.
К примеру, в закупках национальных холдингов, компаний пороговое значение по малым закупкам составляет 2000-кратный МРП, в закупках группы компаний Фонда Самрук-Казына – 1000 МРП.
В рамках введения четвертого уровня бюджета для сельских акиматов данный порог увеличивается до трех тысячекратного размера месячного расчетного показателя, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете. Для сельских акиматов данная норма будет действовать до 2021 года, на период формирования навыков работников сельских акиматов по проведению госзакупок.
Второе, в закупках способом запроса ценовых предложений (в закупках до 1 000 МРП или до 2 405 000тг) заказчикам дается право указывать в документации на фирменные наименования товаров.
Одним из самых ожидаемых изменений в запросе ценовых предложений стало следующее изменение: в закупках товаров, представленных и доступных на рынке, стоимость которых не превышает тысячекратного размера месячного расчетного показателя, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете, заказчикам дается право указания на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара и наименование производителя, а также иных характеристик, определяющих принадлежность приобретаемого товара. Это позволит закупать более качественные товары.

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ
Первое, решается вопрос демпинга. Теперь дается четкое понятие «демпинговая цена» и ее недопущение.
Сейчас есть проблемы, когда участники закупок в погоне за контрактами необоснованно снижают цены, что влечет ненадлежащее исполнение договорных обязательств.

Второе, в настоящее время появилась целая когорта «профессиональных жалобщиков», «троллей», для которых обжалование стало инструментом незаконной выгоды от срыва госзакупок.
Как правило, такие «профессиональные жалобщики» без намерения участия в закупках подают заявки в целях получения доступа к информации других участников в рамках взаимного просмотра.
Для исключения таких ситуаций предлагается:
1) запретить потенциальным поставщикам, не внесшим обеспечение конкурсной заявки, просмотр документов других участников.
2) не рассматривать жалобы потенциальных поставщиков, не принимавших участие в предварительном обсуждении конкурсной документации;
3) не приостанавливать срок заключения договора по жалобам третьих лиц (не принимавших участие в закупках).

Третье, устанавливается платность услуг использования (доступа) веб-портала государственных закупок.

СОКРАЩЕНИЕ ЗАКУПОК ИЗ ОДНОГО ИСТОЧНИКА
Первое, из 53 оснований закупок из одного источника исключаются 4 случая:
1) приобретения права природопользования;
2) приобретения ценных бумаг, доли в уставном капитале юридических лиц;-
3) приобретения для осуществления монетарной деятельности, а также по управлению Национальным фондом РК и пенсионными активами;
4) приобретения услуг по проведению технического и авторского надзора за проведением работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народа Республики Казахстан.
Второе, устанавливается обязанность заказчиков проводить повторные закупки в случае признания их несостоявшимся.
Это позволит сократить закупки из одного источника.