Главная » Публикации в СМИ » Особенности проведения конкурса посредством электронных закупок.

Особенности проведения конкурса посредством электронных закупок.

Одним из самых популярных способов государственных закупок является конкурс посредством электронных закупок. Это способ электронных государственных закупок, состоящий из 2 этапов. Первый из которых: допуск потенциальных поставщиков, согласно требований конкурсной документации. Второй этап — выбирается наименьшая цена с применением условных скидок допущенных к конкурсу потенциальных поставщиков.

Проводится конкурс посредством электронных закупок в основном на плановую сумму свыше 4000 тысяч месячных расчетных показателей. Однако, если заказчики хотят купить качественный товар, то они выбирают электронный конкурс вместо запроса ценовых предложений, даже если сумма закупа меньше 4 000 мрп.
Всю процедуру электронного конкурса можно провести за срок чуть больше месяца. Ранее при помощи бумажного конкурса закуп проводился в течение почти 50 календарных дней.

Вообще этапы проведения конкурса в электронном формате сводятся к утверждению состава конкурсной комиссии и утверждению конкурсной документации, публикации объявления о проведении конкурса посредством электронных закупок, подаче поставщиками конкурсных заявок, вскрытию и допуску, подаче ценовых предложений допущенными потенциальными поставщиками, формированию цен потенциальных поставщиков с применением условных скидок, подведению итогов, подписанию договора.

Одними из основных понятий в конкурсе посредством электронных закупок являются конкурсная комиссия и конкурсная документация.

Конкурсная комиссия – это коллегиальный орган, создаваемый организатором государственных закупок для выполнения процедуры проведения государственных закупок способом конкурса, предусмотренным настоящим Законом.

Конкурсная документация – это документация, предоставляемая потенциальному поставщику для подготовки заявки на участие в конкурсе, в которой содержатся условия и порядок проведения государственных закупок способом конкурса.

Конкурсная документация, сформированная организатором, утверждается первым руководителем либо ответственным секретарем или иным осуществляющим полномочия ответственного секретаря должностным лицом, определяемым Президентом Республики Казахстан, заказчика либо лицом, исполняющим его обязанности.
Для выполнения процедур проведения электронного конкурса организатор на каждый электронный конкурс отдельно создает конкурсную комиссию и определяет секретаря конкурсной комиссии.

Членами конкурсной комиссии являются председатель, заместитель председателя и другие члены конкурсной комиссии. Во время отсутствия председателя его функции выполняет заместитель председателя. Общее количество членов конкурсной комиссии должно составлять нечетное число и быть не менее трех человек.
Председателем конкурсной комиссии определяется должностное лицо не ниже заместителя первого руководителя организатора. В случае, если организатором выступает сам заказчик непосредственно, председателем конкурсной комиссии определяется должностное лицо не ниже заместителя первого руководителя заказчика. В случае если организатором выступает заказчик в лице своего структурного подразделения, ответственного за выполнение процедур организации и проведения государственных закупок, председателем конкурсной комиссии определяется должностное лицо не ниже руководителя данного структурного подразделения заказчика.

При осуществлении электронных государственных закупок способом конкурса организатор государственных закупок не позднее трех рабочих дней со дня утверждения конкурсной документации, но не менее чем за двадцать календарных дней до окончательной даты представления, потенциальными поставщиками заявок на участие в конкурсе обязан опубликовать на веб-портале государственных закупок текст объявления об осуществлении электронных государственных закупок способом конкурса.

При осуществлении повторных электронных государственных закупок способом электронного конкурса, организатор государственных закупок не менее чем за десять календарных дней до окончательной даты представления заявок на участие в конкурсе обязан опубликовать на веб-портале государственных закупок текст объявления. Разъяснение положений конкурсной документации необходимо произвести на веб-портале в течение двух рабочих дней со дня получения запроса от потенциального поставщика. При этом на портале предусмотрена функция автоматического уведомления об опубликованном разъяснении положений конкурсной документации всем потенциальным поставщикам — участникам веб-портала, получивших (скачавших) конкурсную документацию. Вскрытие и публикация протокола вскрытия производится в день вскрытия.

Если говорить о протоколе допуска, то конкурсная комиссия рассматривает заявки на участие в электронном конкурсе с использованием веб-портала и принимает решение о допуске потенциальных поставщиков к участию в электронном конкурсе течение семи календарных дней со дня вскрытия заявок на участие в электронном конкурсе.

Потенциальные поставщики, допущенные к участию в электронном конкурсе должны предоставить конкурсное ценовое предложение не позднее трех рабочих дней с момента опубликования протокола о допуске. Иногда срок приема ценовых предложений может быть больше в зависимости от дат публикации организатором срока приема ценовых предложений.

Порталом автоматически определяются условные цены участников электронного конкурса посредством применения к ним условных скидок, указанных в протоколе о допуске к участию в электронном конкурсе и сопоставляются условные цены участников электронного конкурса, далее определяется победитель электронного конкурса на основе наименьшей условной цены.

Протокол об итогах электронного конкурса автоматически формируется и публикуется веб-порталом, при этом приходит уведомление о подведении протокола итогов всем членам конкурсной комиссии и участникам конкурса.
Конкурсная комиссия рассматривает заявки на участие в электронном конкурсе с использованием веб-портала и принимает решение о допуске потенциальных поставщиков к участию в электронном конкурсе в течение семи календарных дней со дня вскрытия заявок на участие в электронном конкурсе.
Потенциальный поставщик, являющийся юридическим лицом, не допускается к участию в электронном конкурсе, если организаторами обнаружено:
— непредставление электронной копии устава, утвержденного в установленном законодательством порядке, за исключением случаев, когда потенциальный поставщик осуществляет деятельность на основании Типового устава, либо легализованной выписки из торгового реестра с переводом на казахский и (или) русский язык (и);
— непредставление электронных копий лицензий и (или) патентов, свидетельств, сертификатов, других документов, подтверждающих право потенциального поставщика на производство, переработку, поставку и реализацию закупаемых товаров, на выполнение работ, оказание услуг;
— непредставление электронной копии выписки из учредительных документов (в случае если устав не содержит сведения об учредителях или составе учредителей), содержащей сведения об учредителе или составе учредителей либо электронной копии выписки из реестра держателей акций, подписанной и заверенной печатью в установленном порядке, выданной не ранее двадцати календарных дней, предшествующих дате вскрытия заявок на участие в электронном конкурсе;
— непредставление электронной копии справки банка или филиала банка с подписью и печатью, в котором обслуживается потенциальный поставщик, об отсутствии просроченной задолженности по всем видам обязательств потенциального поставщика длящейся более трех месяцев, предшествующих дате выдачи справки, перед банком или филиалом банка согласно Типовому плану счетов бухгалтерского учета в банках второго уровня и ипотечных компаниях, утвержденному постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан, согласно приложению 7 к электронной форме конкурсной документации (в случае если потенциальный поставщик является клиентом нескольких банков второго уровня или филиалов, а так же иностранного банка, непредставление таких справок от каждого из таких банков), выданной не ранее двадцати календарных дней, предшествующих дате вскрытия заявок на участие в электронном конкурсе;
— наличие в справке банка или филиала банка с подписью и печатью просроченной задолженности по всем видам обязательств потенциального поставщика длящейся более трех месяцев, предшествующей дате выдачи данной справки;
— непредставление электронной копии справки установленной формы соответствующего налогового органа об отсутствии налоговой задолженности и задолженности по обязательным пенсионным взносам и социальным отчислениям более чем за три месяца (за исключением случаев, когда срок уплаты отсрочен в соответствии с законодательством Республики Казахстан) либо о наличии налоговой задолженности и задолженности по обязательным пенсионным взносам и социальным отчислениям менее одного тенге выданной не ранее даты объявления электронного конкурса.

Получение допуска, максимальная условная скидка – о чем еще может мечтать поставщик при подготовке конкурсной заявки и участии в электронном конкурсе/тендере?!

Как же ее получить и на что нужно обратить внимание?! Обо всем подробнее.

Условная скидка – это процентное значение условного уменьшения конкурсного ценового предложения потенциального поставщика, предоставляемая конкурсной комиссией на основании критериев, оговоренных в конкурсной документации. Другими словами это набор документов, подтверждающих сертификатов и других параметров, за которые потенциальный поставщик получает скидку, которая дает преимущество перед конкурентами на втором этапе конкурса — сравнением ценовых предложений среди допущенных заявок потенциальных поставщиков.

Перед тем как участвовать в электронных конкурсах нужно позаботиться о выпуске документов для получения максимальной скидки.

Скидки дают следующие сертификаты:
— Сертификат менеджмента качества, подтверждающего сертификацию системы менеджмента качества в соответствии с требованиями государственных стандартов по закупаемым товарам, работам, услугам. За наличие такого документа конкурсная комиссия присваивает условную скидку в размере трех процентов.
— Сертификат либо документ системы менеджмента управления окружающей среды в соответствии с требованиями государственных стандартов и (или) подтверждающего соответствие стандарту экологической чистой продукции в соответствии с законодательством Республики Казахстан о техническом регулировании по закупаемым товарам, работам, услугам. При наличии такого сертификата дается скидка два процента.

При наличии документа, подтверждающего проведение добровольной сертификации предлагаемых товаров для отечественного товаропроизводителя в соответствии с законодательством Республики Казахстан о техническом регулировании, конкурсная комиссия присваивает условную скидку в размере двух процентов.
Конкурсная комиссия определяет заявку на участие в электронном конкурсе с самой минимальной стоимостью эксплуатационных расходов, технического обслуживания и ремонта закупаемых товаров, и условно уменьшает цену такой заявки на участие в электронном конкурсе на два процента.

Конкурсная, комиссия при определении заявки на участие в электронном конкурсе/ с наилучшими функциональными, техническими характеристиками предоставляемых товаров условно уменьшает цену такой заявки на участие в электронном конкурсе на половину процента (0.5%) отдельно за лучшие функциональные характеристики, и отдельно за технические характеристики. За лучшие качественные характеристики предоставляемых товаров, присваивается условная скидка 3 %.

За каждый процент местного (казахстанского) содержания начисляется 0,1 % условной скидки, т.е. при 100% местном содержании – условная скидка будет 10 %. Наличие местного содержания в товаре подтверждается сертификатом о происхождении товара формы CT-KZ, который выдается на каждый отдельный вид товара, и действителен на срок 1 год.

В работе и услуге, местное содержание заполняется по формуле для расчета местного содержания для работ и услуг и подтверждается фондом оплаты труда привлекаемых на выполнения данной услуги/работы персонала.
Конкурсная комиссия присваивает условную скидку отечественному товаропроизводителю в размере десяти процентов, отечественному поставщику работ, услуг в размере пяти процентов.

Также за наличие опыта работы потенциальному поставщику присваивается условная скидка 0,5 % за каждый год работы, но не более 5 %. Потенциальному поставщику, имеющему опыт менее 1 года, условная скидка не начисляется.

Потенциальным поставщикам нужно знать о начисляемых условных скидках и если еще нет какого-нибудь сертификата и есть возможность его заказать, то нужно получить его заранее.
Электронный конкурс признается несостоявшимися в следующих случаях:
1) отсутствия представленных заявок на участие в электронном конкурсе;
2) предоставления менее двух заявок на участие в электронном конкурсе;
3) к участию в электронном конкурсе не допущен ни один потенциальный поставщик;
4) к участию в электронном конкурсе допущен один потенциальный поставщик;
5) осталось только одно не отклоненное конкурсное ценовое предложение участника электронного конкурса;
6) победитель конкурса уклонился от заключения договора о государственных закупках.

Процесс конкурса посредством электронных закупок автоматизирован, человеческий фактор присутствует в основном при допуске потенциальных поставщиков и возможности корректировки организатором условных скидок, если они были некорректно указаны потенциальными поставщиками, согласно приложения 9 (расчет условных скидок) к электронной форме конкурсной документации. В остальных процессах проведения электронного конкурса все проходит автоматически, что показывает прозрачность проведения данного способа государственных закупок.